И снова очень похоже...
Откуда же берется социопатия? С биологической точки зрения, гормональный аппарат социопата вырабатывает меньше серотонина. Такой человек не способен «насытиться» общением, взять из него необходимые эмоции, испытывать эмпатию. Для удовлетворения своих эмоциональных нужд он нуждается в совершенно другом, более сильном стимуле. Кроме того, такая личность реагирует на внешние раздражители более агрессивно, нежели «обычные» люди. Это его ответ на любую потенциальную опасность.
Иногда на развитие социопатии влияет детская травма: ребенок сталкивается с ранним опытом насилия, смертью, что оставляет след в его психике. При этом полученный единожды адреналин становится для него приговором. Как правило, в будущем такой человек испытывает проблемы с доверием и не имеет авторитетов.
Каков портрет социализированного социопата? Такой человек испытывает абсолютное безразличие к людям и социальным нормам. При этом для «обычных» людей свод определенных правил делает мир более предсказуемым и безопасным, а эмпатия наполняет его теплом и смыслом. Социопат же находится вне законодательного поля, не нуждается в оправданиях, ищет цели извне. Нэнси Мак-Вильямс, автор «Психоаналитической Диагностики», отмечает, что концептуально диагноз относится к базовому недостатку человеческой привязанности и к приверженности к очень примитивным защитам.
Он жонглирует нормами с виртуозностью. Социопат может отказываться от проведения общепринятых праздников, принятия традиционных моделей мышления, признания себя гражданином той или иной страны, хранения вещей и фотографий и почитания памяти своих родных, соблюдения врачебных рекомендаций, комфорта (он может жить в машине, в лесном шалаше или путешествовать пешком). Такая личность не верит никому и ничему, она все проверяет на вкус. Разумеется, на свой. Для неё нет законов. Она предлагает миру свои.
Такие люди привлекают своей неординарностью и необыкновенными талантами, но ужиться с ними под одной крышей практически невозможно. Важно помнить, что и сами социопаты не способны к построению глубоких отношений. Любовь взрослого строится на способности чувствовать другого и сочувствовать другому. Но для социопата окружающие являются лишь средством для достижения определенной цели, практически неодушевленной функцией. В основе его отношений с другими лежит эксплуатация. Поэтому, чем сильнее выражен социопатический радикал, тем меньше шансов остается на создание семьи с таким человеком.
Социопат способен заглянуть за рамки привычных для обычного человека смыслов, поступков и целей, заглянуть за горизонт, пока люди продолжают сидеть в пещерах, где очаг, дети, старики, розовые шелковые занавески и стандартная мебель из ИКЕИ. Социопат страшен и притягателен одновременно, он и Дракон, и Герой, победивший Дракона. Для него нет места в середине регистра нормы, он всегда на краю, у выхода или за «101 километром».